Садись! "Пять"!

Помогатель.ру 31 января 2014 18:56

Няня-гувернантка Ирина Потапова делится собственным опытом подготовки к школе маленькой непоседы:

Дорогие мамы, а, может быть, и папы! Если у вас гиперактивный, неусидчивый ребенок, то эта статья, возможно, будет для вас полезной. Моя, уже взрослая, дочь в детстве была именно такой непоседой и вдобавок совершенно неуправляемым ребенком. Я ее характеризовала как "девочка наоборот". Все, что разрешалось, она делать не желала. А все запретное ее привлекало.

    

И вот когда ей исполнилось шесть лет (в декабре) и через девять месяцев ей нужно было идти в школу, я почти что впала в транс. Ни читать, ни считать она не умела, знала только несколько букв и... все! Заставлять же ее делать что-то, "давить" на нее было совершенно бесполезно и приводило к отрицательным результатам. В этом я уже имела горький опыт.

Когда ей было года четыре, я заметила, что ей нравится извлекать звуки из пианино. Инструмент такой у нас имелся. Она открывала его крышку, долбила по клавишам обеими ручками и получала огромное удовольствие (в отличие от нас, взрослых). Поэтому я решила, когда она подрастет, учить ее игре на фортепьяно, тем более, что она и сама изъявила такое желание. Сначала мы с ней пели песенки под мое подыгрывание и она при этом тоже рядом "трынкала". Занятие ей это очень нравилось. И к ее пяти годам я решила: пора! И начала ей показывать ноты. И пока она одним пальчиком пыталась воспроизводить мелодии песенок, все было замечательно. Но как только я начала требовать от нее играть гаммы всеми пальчиками и правильно держать руки на клавиатуре, она захлопнула крышку и сказала: "Все! Не хочу! Не буду учиться! Ненавижу твою музыку!". И больше... крышка инструмента не открывалась! НИКОГДА! И как я потом ни увивалась перед ней, учиться музыке она не желала.

        

Теперь, наверное, понятно, почему я впала в транс. ВПЕРЕДИ ШКОЛА! А ребенок ничего не умеет, к школе не подготовлен! А если еще и учитель требовательный окажется и не сможет найти подход к ребенку! Меня охватывал ужас. Что если она так же скажет: "Все! Не буду учиться! Ненавижу твою школу!" Что делать? Ночами лежала и думала: как ее подготовить к школе, чтобы не отбить желания учиться?! Я понимала: заставить, принудить ребенка к тем или иным занятиям нельзя, надо ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ! Но как?

Думала-думала и придумала (иногда ночью приходят умные мысли, правда, редко, чаще - галиматья, поэтому ночью все-таки лучше хорошо высыпаться)! Чтобы осуществить свой план, взяла две недели отпуска. Дома никого нет (бабушка и папа - работе), мы с дочкой одни. Я собрала всех кукол, мишек, зайчиков и прочую игрушечную живность, рассадила их на диване - это ученики. Поставила деревянную доску, взяла мел, амбарную книгу в линеечку - в общем, все как в школе!

Позвала дочку и сказала, что будем играть в новую игру: в школу. Сначала ее это заинтересовало. Но как только она поняла, что надо шевелить мозгами и отвечать на вопросы учителя (то есть, мои), она крикнула: "Мне не нравится эта игра!" и на одной ножке запрыгала из комнаты, громко захлопнув за собой дверью.

Но... я была к этому готова! Сделав вид, что меня это нисколько не волнует, продолжила игру. В гордом одиночестве я задавала своим "ученикам" вопросы типа: "А кто из вас, ребята, скажет, сколько стало птичек на дереве, если сначала сидела одна птичка, а потом к ней прилетела еще одна? Миша знает? Ну-ка, Мишенька, скажи! Правильно, две птички! Ставлю тебе "пятерку"! А ты, Катя (очередная кукла), сможешь посчитать, сколько карандашиков останется на столе, если сейчас лежит четыре штуки, а один я отдам Зайчику? Нет, Катя, неправильно: не два, а три! Давай посчитаем!", ну, и т. д.

И что же? Целый день я играла в школу одна: вызывала игрушки к доске, писала мелом, ставила оценки всем "ученикам" в свою амбарную книгу (школьный журнал)... Раза три-четыре за весь день дверь чуть-чуть приоткрывалась и один любопытный глаз глядел в щель. Я делала вид, что этого не замечаю, но в этот момент во мне открывался актерский талант и я с пафосом кого-то хвалила, кого-то журила, но... через минуту дверь опять тихонько прикрывалась и я оставалась наедине со своими игрушками. Когда мне было невмоготу, я открывала дверь, объявляла перемену, нарочито громко смеялась, подбрасывала кукол, изрекала разные считалочки, скороговорки, в общем, вела себя, как умалишенная, делая вид, что нам с "учениками" очень весело и интересно. Потом у нас с куклами опять начинались занятия.

А в это время дочь в другой комнате кувыркалась, стояла на голове (в прямом смысле этого слова) или, в лучшем случае, листала книгу и, делая вид, что читает, рассказывала наизусть содержание. День подходил к концу, а результатов от моей педагогики... НОЛЬ. Скоро я "учеников" отпустила домой и пошла готовить обед. Было грустно и тревожно. А еще я безумно устала, но несмотря на все это для себя решила: завтра буду делать то же самое, деваться некуда!

    

Наступило завтра. Все повторилось точь-в-точь. Подступали тошнота, отчаяние, растерянность и безысходность. Но... дверь стала приоткрываться чуть ШИРЕ и ЧАЩЕ и уже ДВА глаза глядели, и глядели ДОЛЬШЕ. Это меня вдохновляло и я в эти моменты заливалась соловьем, делая вид, что не замечаю приоткрывшейся двери, которая все же тихонько закрывалась минутки через две-три. Терпение мое подходило к концу и все же…

    

На третий день я продолжила свое мучение, и вскоре - о, счастье! - наступил переломный момент: дверь широко распахнулась и на пороге появилась ОНА! Повернув к дочери лицо, я воскликнула: "А вот и Леночка! Ребята, она у нас отличница и прекрасно знает ответ на этот вопрос, правда, Леночка?".

Еще не зная о чем идет речь, дочь гордо ответила: "Да!". И, чтобы ответ был положительным, я задала ей самый-самый простой вопрос. И услышав верный ответ, поставила дочке "пятерку". Потом я ее вызывала к доске, хвалила, она что-то изображала мелом и получала "пятерки".

"Учительница" все делала для того, чтобы ее любимая ученица отвечала на все вопросы (естественно, самые простые) и получала "отлично". На следующий день она уже не отказывалась играть в школу и мы продолжили вдвоем, конечно же, с перерывами и отдыхом, чтоб не переборщить.

    

Так, в игровой форме, ребенок получал новую информацию: вместе с игрушками мы учились считать, писать буквы и даже пытались читать. Потом мы "всем классом" смотрели диафильмы и читали. А со временем... я стала вместо себя в качестве помощницы учительницы оставлять свою самую лучшую ученицу Леночку. И уже ОНА ставила оценки и вызывала к доске своих кукол. Ей так понравилась эта игра, что она стала для нее любимой.

Скажу больше: став школьницей, дочь учила уроки с куклами, наверное, класса до пятого или до шестого. Не знаю, насколько это хорошо (может, кто-то посчитает, что это отвлекает от учебы), но от процесса приготовления уроков она получала удовольствие! И училась хорошо, даже отлично. И сама поступила в престижный ВУЗ. И закончила его с красным дипломом. То есть процесс обучения стал для нее интересен. А самое главное, у нее появилась усидчивость. Ведь, если ребенку интересно, он на время забудет о том, что ему надо попрыгать.

    

Я не хочу сказать, что всем родителям надо играть в школу. Нет! Все детишки разные. Есть - усидчивые, любят лепить, рисовать, но не очень любят кувыркаться и бегать. Таким ребяткам легче приспособиться к школьным требованиям. Но есть такие дети, как моя: не только гиперактивные, но и своенравные: не знаешь, на какой козе к ним подъехать. А в школе учиться надо! Там требуется определенная усидчивость, желание познавать новое и выполнять задания. И для таких детей, на мой взгляд, надо НАЙТИ ИНТЕРЕС, на который можно опереться в этом вопросе.

Мальчики вряд ли будут играть в школу. Но если мальчуган с упоением играет с машинками, то, может, поиграть с ним в автосервис, где надо посчитать сколько машин приехало на ремонт, записать названия их моделей, номера, имена водителей, посчитать сколько машин отремонтировано, сколько уехало, сколько осталось, ну, и т. д. Короче, ОБУЧАТЬ ребенка через его ИНТЕРЕСЫ, но ни в коем случае, НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ! Иначе его будет тошнить от учебы. Это мое убеждение, подтвержденное практикой :)

Присмотритесь к своему любимому непоседе! Желаю удачи!

Комментарии (1) -

Вера
10.02.2014 23:12:14 #

Молодец какая Ирина!  Действительно, сколько терпения! Легче ведь подумать: что это перед мелюзгой тут ужом вертеться, пусть сидит и учит, что положено. Только результат будет не тот, и нервы ребёнка испорчены. Вроде кажется, что взрослый себя таким образом ущемляет, когда подстраивается под детский возраст, а на самом деле вырастает над собой. Тяжело это, конечно, а куда деваться?

Добавить комментарий

biuquote
  • Комментарий
  • Предпросмотр
Loading

Включите отображение картинок
Введите цифры с картинки